В последнее время стало модно ставить цели. Желательно амбициозные. На различных тренингах нас убеждают представить цель мечты и двигаться к ней, сметая все на своем пути.
Целеполагание – отличная вещь, если подходить к ней с умом. К сожалению, тут есть подводные камни. Человек, наметивший себе нереалистичную грандиозную цель, и не достигший ее, начинает сомневаться в себе, своих возможностях.
Цели непременно должны быть вдохновляющими, требующими значительных усилий, но реалистичными, выполнимыми в принципе. Причем, выполнимыми для того конкретного человека, который собирается их достигать. В его жизненных условиях. С его образованием, опытом, ресурсами и особенностями. Только нащупав этот тонкий баланс между чрезмерно сложным, с трудом представимым, с одной стороны, и слишком простым, неинтересным, с другой, — мы сможем определить и поставить актуальную достижимую цель.
Очень важно, чтобы цели соответствовали базовым ценностям человека. Хорошим примером могут служить деньги. Человеку предлагают представить себе прибыль или зарплату, которой он хочет достичь. И когда человек, для которого в работе важнее видимый результат или коллектив, называет какую-то среднюю сумму, — это не воспринимается всерьез. Его спрашивают, может быть, он забыл прибавить пару нулей. А он не забыл, просто в его ценностной иерархии деньги не являются главным приоритетом. И он выбирает работу, где будет яснее видеть результаты своей деятельности, несмотря на более низкую зарплату. Потому что именно на такой работе он удовлетворен и чувствует себя на своем месте, и никакие деньги этого не меняют.
Хорошо также, когда цель встроена в общую картину развития. Тогда мы понимаем, зачем мы так стремимся к достижению этой конкретной цели, что будет после того, как мы ее достигнем. Это так называемая «цель после цели».
Стив де Шазер, один из основателей BSFT (Brif Solution Focused Therapy), говоря о хорошо сформулированных целях, приводит такую характеристику: цели, описанные как «начало чего-то», а не «конец чего-то». Эта характеристика относится к нашей особенности формулировать задачи в негативном ключе. Например, сотрудник, испытывающий сложности с начальством, с большой вероятностью скажет: «Хочу перестать конфликтовать с руководителем». Переформулированный же в позитивном ключе этот запрос будет выглядеть так: «Хочу наладить конструктивные отношения с руководителем». Можно заметить, что во втором варианте помимо выполнения задачи прекращения конфликта, появляются дополнительные смыслы организации конструктивного взаимодействия. Двигаться к такой цели гораздо интереснее, в ней больше вызова!
Не стоит забывать, что путь к цели почти всегда может быть разбит на несколько шагов, необходимых для ее достижения. Если эти шаги достаточно масштабны, мы рассматриваем их как промежуточные цели. Одно только определение и последовательность этих промежуточных этапов часто дает человеку ясное видение того, что необходимо предпринять для достижения конечной цели. В этой связи вспоминается поговорка про мамонта. Если пытаться съесть мамонта целиком, не разжевывая, можно ненароком подавиться. Кушайте вашего мамонта по частям. Приятного аппетита!